Без телевизора современную жизнь и не представишь. Есть семьи, в которых
говорящий ящик включен целый день: есть и такие, где в каждой комнате, и даже
на кухне – по экрану. Причем взрослые, исходя из "собственного
опыта", уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это
мнение не только ошибочно, но и опасно. Как же телевизор влияет на ребенка?
В созревающем мозгу, в отличие от зрелого, идут совсем иные процессы.
Взрослый оценивает, фильтрует, анализирует и перерабатывает информацию на
основе "подсознательной" установочной "базы данных",
приобретенной в детстве. У малыша все иначе. Вы слышали о судьбе 47 найденных
"маугли"? Общаясь в первые годы жизни только с животными, ни один
из них не стал человеком в социальном смысле. Все попытки перевоспитания
закончились их гибелью.
Формирование и закрепление важнейших установок – практически на всю жизнь
– происходит пропорционально росту и созреванию мозга. Ориентировочный график
развития: 4 года – 80%, 6 лет – 90, 10 лет – 97, 18 лет – почти 100%.
Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у
ребенка установочную "базу данных", которая определит всю его
будущую жизнь. Это прежде всего установка на пассивное восприятие
действительности – безразличие и безделие.
"Ящик" необратимо формирует личность с низкой трудовой
активностью и творческим потенциалом – телеинвалида. Его удел – имитировать
труд или выполнять "из-под" палки примитивную работу, сидеть в
охране или вяло торговать на вещевом рынке, качать мышцы или "завязывать
шнурки" лидерам преступных группировок, быть вечным безработным или
бомжевать...
Исследования показывают, что благополучные, работающие юноши и девушки в
раннем детстве смотрели телевизор не более часа в неделю, а некоторые росли в
семьях, где "ящика" не было. Более-менее удовлетворительно
приспособились к жизни те, кто в детстве "общался" с телевизором не
более получаса в день. По оценке экспертов, 10 часов телевизионных сеансов в
неделю снизили творческий потенциал на четверть. Два часа общения с
"ящиком" в день привели к опасной потере почти половины творческого
потенциала. На 90 процентов можно лишиться социальной активности, если в
дошкольном возрасте смотреть телевизор более трех часов в день.
Около 20 лет тому назад я гостил у знакомых в Ленинграде. Их маленькая
дочка все вечера просиживала перед экраном, а на мои предостережения родители
не обратили внимания. Девушка закончила школу, но ни учиться, ни работать не
смогла: друзья, наркотики...
Большинство почти из 20 миллионов безработных Европы –
"телеинвалиды". Такая же участь ожидает и многих выпускников наших
городских школ.
Как показывают социологические исследования, в недалеком будущем
созидательный потенциал "человеческого фактора" в Украине снизится
наполовину. Это отрицательно повлияет на экономику, безопасность страны,
демографию.
А что же Америка, спросите вы. Ведь там дети подолгу смотрят телевизор, а
страна процветает!
Я убежден, что развитие телевидения и видеосредств снижает и без того
невысокий уровень массового школьного образования американцев. Стрельба и
убийства в школах тоже не возникают на ровном месте. А созидательную мощь
сверхдержавы поддерживает приток творчески активных работников из других
стран мира.
Знакомый бизнесмен из США, украинец по происхождению, как-то сказал мне:
– Мы живем вместе с детьми и поэтому у нас телевизора не было и не будет.
Ведь сначала малыши и телевизор, затем взрослые преступники.
Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания
структур мозга (80 %) не смотрел телепередачи. После 6 лет (90% созревания
мозга) общаться с "ящиком" можно не более часа в неделю; после
10-лет – 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются – ребенок стал
взрослым.
Родители должны сделать выбор между недовольством ребенка и сознательно
причиненным ему вредом.
Виталий Колиснык
материал выходил в газете «Вечерние
Вести»,
080 (576), 01.06.2001 под названием
«Телевизор калечит детей»
|